«Вода и берега»
«Поэтам он особо нужен —
высокий уровень воды
»
Вероника Тушнова
Первый экспозиционный год галереи «ЛЕС» Дома художников на Вавилова был завершён выставкой Надежды Крестининой и Игоря Камянова «Вода и берега». Надя и Игорь известные московские художники с обширной российской и зарубежной выставочной историей. С 1990-го года координаты их вернисажей начинают совпадать, выставки становятся парными, тогда они объединились не только в творческий, но и супружеский дуэт. Художники работают в стиле, который точнее всего отражает сложносочинённое слово «пост-постимпрессионизм». Живопись Крестининой предметная, но, тем не менее, не имеющая никакого отношения к реалистической. Работы Камянова диалектичны, мыслительны, притягательны только ему присущим ощущением пространства…. пограничий с иными пространствами.
«Аскеты – Гурманам»
И Крестинина, и Камянов изысканные колористы, «композиторы» цвета. Увиденные работы надолго остаются перед мысленным взором и наслаждение чувствовать их и длить в памяти. «Колористический аскетизм», вот что укоренилось о Камянове, да, аскетизм, но как эта тоновая цветовая система, сотканная из молочных дымок, сумеречных оттенков и сизых переливов даёт такой пир для глаз, такое тонкое, гурманное изобилие? Погружённость в эмоцию цвета, очарованность цветом, созвучиями цвета,- вот Камянов. Почти конструктивистское построение, холодная философия и нежная лирика единовременно вот Камянов. Всегда ясная структура, лаконичная композиция, и призрачность, размытость цвета, оперирование не отдельным цветом, а цветовыми, световыми тональностями… Ритм, ритм, ритм, опять он! Не случайно даже пейзажи камяновские оставляют архитектурное впечатление.
Личная концепция пространства, на которой он настаивает
композиционные задачи могут показаться монотонными только не содержательному зрителю, в художнике, что называется, «тоска» по идеалу, и поиск его поиск перфекциониста.
Ахматова о стихах Пастернака заметила, что в них всё случается до шестого дня творения. Там уже есть — леса, воздух, пространство, но нет людей. Картины Игоря схоже «не заселены», и думается, что это тоже проявление крайнего перфекционизма — до очевидной его «надмирности». Формулировка Аннинского о поэзии Пастернака вполне применима к живописи Камянова: « мир заполнен материей и энергией до такой степени, что человек с его масштабами как бы исчезает в этом потоке». И совсем другое у Надежды
Работы Крестининой… фрагменты и кадры целостного мира, все о вечном и все – фрагменты вечного. Демонстрируют высочайший уровень графической и живописной культуры, но притягательны опять же,(как и работы мужа), вопросами философии, личной философии художника Надежды Крестининой. Производят глубокое, духовное впечатление. Думается, происходит это во многом благодаря одному её совершенно уникальному качеству: подобный её творческой особенности эффект в литературе Дмитрий Лихачёв называл «разрастанием метафоры». Движение человека ли, голубя, собаки на её полотнах — проходит путь от предметного значения до обобщающей метафоры и всегда, всегда далее, до масштаба целого мира. Бытует искусствоведческое суждение, что Крестинина по сравнению с Камяновым живописно более непосредственна и иррациональна (как и пристало женщине). Гендерная разность этакая. Но работы Крестининой, пластически экспрессивные и «богатые» в цветовом, световом отношении, очень даже жестки и выразительны по смыслу. Они зачастую носители горьковатого юмора и смысла, дамам не свойственного. Смотрящему и, самое главное, увидевшему картины Надежды с самыми незамысловатыми сюжетами, совершенно неожиданно ,- но всякий раз, приходиться эмоционально, душевно, тратиться на сопричастность. Линялый фон, как бы намёк на фигуру старухи в белом платке
всё, щемит сердце мгновенно. Её работы «переживаются», это ли не главное?
Внутренний мир философов, миросозерцателей…
«Река и берега» эхо над водой, движение, бесконечность движения, и особость форм, весь этот текучий мир обнимающих. Безусловно, если проводить аналогии, Крестинина и Камянов аристократы от живописи, и адресованы они собирателям столь же вкусово аристократичным. Надежда и Игорь обречены на духовное делание, духовную работу, следовательно, на новые горизонты, эволюцию, обречены на профессиональное развитие. Почему? Потому что они образец редкого дуэта максималистов в искусстве, бескомпромиссных в оценках себя и друг друга. Такого рода парность высочайшей пробы, залог творческого роста, и условие повседневных трудностей и преодолений, конечно же
.
О названии выставки «Вода и Берега»:
- речь вовсе не о жесткой, дежурной оппозиции женское мужское, эмоциональное рациональное, субстанция структура, движение – неподвижность, (река – берег).…Это неспешное путешествие, смена состояний, перетекание из цвета в цвет, из мотива в мотив…
Как летним полднем, сидя в лодке и свесив ноги в воду, в этом сиянии и журчании, уже не понимаешь – где тут лодка, где ты, где вода, а где берега…
…в летнюю воду Крестининой глядятся заснеженные леса Камянова.